Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Цель, задачи дисциплины «Организационное поведение». Предмет дисциплины «Организационное поведение». Взаимосвязь с другими дисциплинами.

  • 2.Организационное поведение как категория науки.

  • 4.История возникновения дисциплины и ее развитие: классические теории менеджмента, школа поведенческих наук и концепция «Человеческих отношений», психология личности и поведение.

  • 5.Индивидуум, группа, организация - содержание и взаимосвязь понятий

  • 6.Организационное поведение: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.

  • 7.Бихевиористские теории организационного поведения. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.

  • 8.Категория личности в теории «Поведения в организации», основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели.

  • 9.Этапы формирования личности.

  • 10.Структура личности на основе теории психоанализа.

  • 11.Типологии личности.

  • шпоры к паймуку. 1. Цель, задачи дисциплины Организационное поведение. Предмет дисциплины Организационное поведение. Взаимосвязь с другими


    Скачать 221.16 Kb.
    Название1. Цель, задачи дисциплины Организационное поведение. Предмет дисциплины Организационное поведение. Взаимосвязь с другими
    Анкоршпоры к паймуку.docx
    Дата28.05.2017
    Размер221.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры к паймуку.docx
    ТипДокументы
    #8244
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Цель, задачи дисциплины «Организационное поведение». Предмет дисциплины «Организационное поведение». Взаимосвязь с другими дисциплинами.

    ОП - комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организации в целом сложной и динамичной среде.

    Главная задача изучения дисциплины заключается в усвоении теоретических основ и получении практических навыков в управлении поведением людей, групп, организаций в процессе труда.

    Предмет ОП - закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения.

    Цели:

    1.систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

    2.анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

    3.прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

    4.создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов

    ОП теснейшим образом связано с науками, имеющими своим объектом индивида и группы. Это психология, педагогика, социология, этика, менеджмент.

    ОП опирается на такие дисциплины, как экономика и эргономика, исследующая производственные отношения. Связь между отношениями производственной деятельности и поведением самая прямая. Также следует назвать плодотворность взаимосвязи с философией _ ведущей формой общественного сознания _ системой воззрений на мир и на место в нем человека; с юриспруденцией (правоведением), законодательно регулирующей нормы и правила поведения; наконец, с теорией организации , поскольку именно организация (имея в виду производственную группу, объединение, учреждение) как функционирующая система предъявляет свои требования и ограничения к поведению работников, входящих в нее.

    2.Организационное поведение как категория науки.

    Организационное поведение, как наука – изучение поведения индивидов и групп в организации и практическое использование полученных знаний. Организационное поведение является прикладной наукой, потому что позволяет учитывать опыт других организаций и использовать его в управлении людьми.
    Значение изучения организационного поведения:
    - позволяет изучить особенности поведения индивида в организации,
    - изучить распределение ролей и условий эффективной работы групп,
    - изучить особенности межличностных отношений,
    - позволяет выработать технологию управления организацией как целостным образованием,
    - позволяет выработать собственную рациональную модель поведения в организации.
    Конечной целью изучения организационного поведения является формирование системы знаний по управлению людьми в процессе производства.
    Производственные цели:
    - систематизировать информацию об особенностях поведения индивидов в различных ситуациях, возникающих в процессе труда,
    - объяснить причины того или иного поведения работников организации,
    - предсказывать поведение работников в различных ситуациях.
    Особенности организационного поведения, как науки:
    - междисциплинарный характер,
    - системность.

    4.История возникновения дисциплины и ее развитие: классические теории менеджмента, школа поведенческих наук и концепция «Человеческих отношений», психология личности и поведение.

    Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

    – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного. Основатель: Фредерик Тейлор. Главная идея Тейлора: управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

    – административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль Анри Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

    – концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе(Макс Вебер).

    Школа «человеческих отношений» уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. Основоположник: Элтон Мэйо. После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты)им был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

    Школа «поведенческих наук». Главным постулатом являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Основная цель: повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. 
    5.Индивидуум, группа, организация - содержание и взаимосвязь понятий

    Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Человек, обладающий определенными качествами, способностями, внешними признаками, отличающими его от других людей.

    Группу принято считать важной единицей анализа при изучении организационного поведения. если в организации существует группа, то ее члены:

    1) имеют мотивацию для присоединения к группе;

    2) воспринимают группу как единый союз взаимодействия;

    3) в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);

    4) достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

    Организация — это сознательное объединение людей, деятельность которых планомерно координируется для достижения общей для всех цели или системы целей.

    Понятие «организация» возникает при наличии трех обязательных условий:

    1.  Наличие двух или более людей, которые считают себя группой.

    2.  Наличие одного или нескольких ориентиров, к которым стремятся все члены группы.

    3.  Наличие членов группы, которые мобилизуют, координируют, направляют деятельность других, чтобы достичь единой для всех цели.

    Сущностную основу организационного поведения формируют три базовых компонента, тесно взаимосвязанных и активно взаимодействующих между собою – индивидуум, группа, организация. В связи с этим все основные аспекты организационного поведения рассматривают в трех взаимообусловленных слоях или на трех уровнях – индивидуальном, групповом и организационном. 
    6.Организационное поведение: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ:
    Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования. Широко используется для сбора первичной информации.
    Опрос подразделяется:
    • Анкетирование(заранее формируются вопросы для респондентов);
    • Интервьюирование (используется в том случае, когда последующий вопрос для респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос).
    Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или особенности.
    Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях. Может выявлять тенденцию и динамику изменений отдельных черт объекта, последствий.

    Эксперимент. Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

    Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. 

    Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

    1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

    2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения методики или концепции.

    3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

    4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
    7.Бихевиористские теории организационного поведения. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.

    Теория научения (бихевиоризм) — это крупная школа психологии, представленная работами И. П. Павлова, Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Термин «теория научения» применяется преимущественно по отношению к психологии поведения.
    У человека самым элементарным способом научения является условный рефлекс. Если человеку надлежащим образом предъявить привычный и новый для него раздражитель, то он ответит своим поведением на второй так же, как и на первый. Так, павловская собака выделяла слюну как при предъявлении пищи, так и на звук звонка. Для этого было достаточно, чтобы ранее звонок сопровождался появлением пищи. 
    Д. Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов(наблюдаемое изменение внешней среды) и реакций(действие организма в ответ на стимул).  
    С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями.

    Джой Уотсон сформулировал, что предметом психологии в отличие от других теорий является поведение, а не сознание и мышление. Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. 
    Бихевиоризм -  направление в психологии, объясняющее поведение человека, и что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. 

    8.Категория личности в теории «Поведения в организации», основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели.

    Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. 

    Можно выделить общее, присущее всем теориям личности. Личность:

    особые качества, которые выделяют человека среди остальных;

    нечто относительно неизменное и постоянное;

    формируемое под воздействием внутренних и внешних факторов;

    абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения.

    Физическое состояние человека является одной из характеристик его здоровья. Оно характеризуется степенью готовности человека выполнять мышечные и трудовые нагрузки различного характера в данный конкретный отрезок времени.

    Характер человека - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

    Воля  — это способность делать выбор и совершать действия. Воля — это способность лица руководить своими действиями.

    Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. 
    Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности. 
    Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности. 

    Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь.

    Цель организовывает, побуждает человека к деятельности.
    9.Этапы формирования личности.

    1.Неосознанное формирование. Именно этот этап для подавляющего числа людей предопределяет их развитие и судьбу. Этот этап характеризуется активным программированием сознания человека из вне — прежде всего его родителями, близкими и социальным окружением.

    Именно этап формирования во многом определяет  - человек будет в жизни сильным и успешным или будет слабаком и неудачником.

    2.Самопознание. Характеризуется тем, что человек начинает задавать себе одни из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу достичь в жизни и каковы мои цели? В чём моё предназначение? и др.

    С этого момента в жизни человека начинается поиск ответов — это поиск соответствующих источников Знаний, поиск своего пути, поиск наставников. Этот этап заканчивается, когда человек находит ту систему Знаний, те ответы, на которые более всего отзывается его душа.

    3.Осознанное развитие — осознанное формирование себя как личности, как человека сильного, достойного, успешного и счастливого во всех отношениях.

    Этап целенаправленного развития предполагает работу с наставником  или Учителем, освоение техник развития личности и постоянную работу над собой: последовательное устранение всех своих слабостей и недостатков, и формирование необходимых знаний,

    4.Самореализация. Когда человек определился чего он хочет в жизни достичь и у него есть для этого все необходимые инструменты — тогда он может поставить Цели во всех сферах жизни и начать их достигать.

    Это этап достижения успеха в жизни — в работе, во взаимоотношениях, в служении, в творчестве и в образе жизни.

    10.Структура личности на основе теории психоанализа.

    До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

    Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

    «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.

    «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.

    «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

    11.Типологии личности.

    Типы личности – модели личности, используемые в психологии и социологии в качестве образцов, основ для группировки при описании, классификации, изучении, упорядочении различных множеств индивидов (личностей).

    Согласно концепции Х. Айзенка основными характеристиками личности являются экстраверсия и интроверсия (направленность личности вовне и вовнутрь, что проявляется в ее мироощущении и поведении). По Х. Айзенку, в их основе лежат врожденные особенности нервной системы (в частности, баланс между процессами возбуждения и торможения). Этим определяется и социальный характер личности (например, склонность к преступлениям). Другой важной чертой личности Х. Айзенк считает невротизм (степень эмоциональной стабильности). За пределами этой концепции остаются мировоззрение, идеалы, ценности и иное; личность, по Х. Айзенку, – явление психобиологическое.

    Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию (или либидо) вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействуя с другими людьми, и делается беспокойным, больным, оказываясь в одиночестве, в однообразной среде.

    Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах.

    К. Юнг также выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

    Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы.

    Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми.

    Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, здесь и сейчас. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах без сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.

    Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, вытекающих из его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.

      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта