Главная страница

правоохранит. органы. 1. 1Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи


Скачать 179.8 Kb.
Название1. 1Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
Дата24.07.2018
Размер179.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаправоохранит. органы.docx
ТипДокументы
#48781
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1.1Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи

Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, а ст. 18 Основного закона закрепляет, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ, в полном соответствии с международными актами о правах человека и современными представлениями о правовом государстве, поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Тем не менее, функции государства многогранны, и они не ограничиваются охраной прав личности, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.

Термин «правоохранительная деятельность» подразумевает охрану правопорядка в целом.Понятие правопорядка определяется в теории государства и права как такое состояние общественных отношений, когда установленные в правовых нормах правила поведения неуклонно соблюдаются всеми физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Правопорядок – понятие многоаспектное, оно включает в себя соблюдение позитивного и естественного права в целом, а также субъективных юридических прав различных субъектов, выполнение последними обязанностей и запретов, установленных законодательством. Исходя из изложенного, можно констатировать, чтоцельюправоохранительной деятельности является охрана правопорядка. Данная цель реализуется в деятельности правоохранительных органов посредством выполнения ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач.

Задачами правоохранительной деятельности являются:

1)охрана прав и свобод человека, прав и законных интересов органи-

заций;

2)обеспечение безопасности общества и государства;

5

3)разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

4)предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер государственного принуждения к лицам, виновным в их совершении.

Чтобы сформулировать определение понятия правоохранительной деятельности, необходимо обозначить ее признаки, то есть существенные ее черты, которые выделяют эту деятельность из комплекса всех направлений деятельности государства, определяют ее специфику.

Итак, к признакам правоохранительной деятельностиможно отнести следующие ее свойства:

–направлена на охрану правопорядка;

–осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами;

–осуществляется в соответствии с законом, то есть,во-первых,только при наличии соответствующих правовых оснований и,во-вторых,в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

–как правило, носит характер применения права. Правоприменительными актами являются любые решения, выносимые органами, осуществляющими гражданское, уголовное, административное и конституционное судопроизводство (т.е. решения суда, постановления следователя, органа дознания, прокурора);

–как правило, связана с применением мергосударственно-правовогопринуждения (превентивных мер и юридических санкций – мер защиты и мер юридической ответственности).

Рассмотрев признаки правоохранительной деятельности, можно сформулировать следующее определение ее понятия. Правоохранительная дея-

тельность – это деятельность, направленная на охрану правопорядка, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в соответствии с законом, носит характер применения права и сопровождается реализацией мер государст-венно-правовогопринуждения.

1.2Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои, относительно самостоятельные задачи. Тем не менее, все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.

6

Представляется возможным выделить четыре основных направления правоохранительной деятельности:

1)правосудие;

2)прокурорский надзор;

3)предварительное расследование уголовных дел;

4)оперативно-розыскнаядеятельность.

Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в соответствии с указанными выше основными направлениями правоохранительной деятельности.

Правосудиев России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита – основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи.

Правосудие как главное направление правоохранительной деятельности реализуется всеми судами, входящими в судебную систему России. Судебную систему составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Вместе с тем, существует точка зрения, согласно которой суд не является правоохранительным органом. Это, как представляется, вызвано узкой трактовкой понятия правоохранительной деятельности лишь как деятельности по пресечению и расследованию преступлений и иных правонарушений и охране общественного порядка. Включая суд в число правоохранительных органов, мы никоим образом не наделяем его функциями обвинительными, функцией уголовного преследования, не ставим в один ряд с органами, осуществляющими предварительное расследование преступлений и оперативнорозыскную деятельность. Напротив, признавая суд главным органом, осуществляющим охрану права в обществе, мы подчеркиваем его независимый статус от органов государственного обвинения, его роль не только как гаранта законности и справедливости, но и как органа, способного защитить человека от произвола самого государства.

Здесь же следует сказать о таком специфическом направлении государ-ственно-властнойдеятельности какорганизационное обеспечение деятельности судов.Данная функция непосредственно не направлена на выполнение задач правоохранительной деятельности, тем не менее, она тесно взаимосвязана с правосудием, т.к. призвана обеспечить его осуществление в соответствии с законом. Отсюда организационное обеспечение деятельности судов вряд ли

7

можно признать самостоятельным направлением правоохранительной деятельности. Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в настоящее время возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена – Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия

функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов,которые возложены на государственные органы, подведомственные Министерству юстиции РФ.

Прокурорский надзор –это функция прокуратуры по надзору за соблюдением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и других организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России. Органы прокуратуры действуют в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Предварительное расследование уголовных дел –это деятельность, осуществляемая следователем и дознавателем с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего, установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается решение по делу. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов – Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, органов службы судебных приставов.

Оперативно-розыскнаядеятельностьсогласно, ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативнорозыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска

8

лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Эту деятельность осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки, Министерства юстиции.

Особо следует сказать об адвокатской деятельности. Адвокатура не является правоохранительным органом, как и органом государственной власти вообще. Согласно п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляя свою деятельность на основе принципа независимости. Тем не менее, адвокатура теснейшим образом связана с деятельностью правоохранительных органов и ее деятельность способствует охране правопорядка, обеспечению прав и свобод личности. В этой связи адвокатура изучается в рамках курса «Правоохранительные органы».

1.3Предмет и система курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с инымигосударст-венными

и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса«Правоохранительные органы» состоит из 13 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности.

В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы право-

9

охранительных органов в РФ, изучается нормативно-правоваябаза организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса.

Далее, в соответствии с центральной ролью судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти, судопроизводства и правосудия.

Следующая тема посвящена изучению системы демократических основ (принципов) правосудия. В теме «Судебная система РФ» раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных инстанций.

Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему – судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ.

В рамках темы «Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества.

Следующая тема посвящена становлению российской судебной системы, историческим этапам ее развития и реформирования.

Тема «Организационное обеспечение деятельности судов. Органы юстиции в России» посвящена организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и системе органов юстиции.

Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности – прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскнойдеятельности, предварительному расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих.

Изучение курса «Правоохранительные органы» завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к группе дисци-

плин, изучающих структуру и принципы деятельности различных государственных органов, куда также входят такие дисциплины, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат. «Правоохранительные органы» – одна из вводных в правоведение дисциплин, и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в системе правоведения является теория государства и права(далее – ТГП), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейшихгосударственно-правовыхкатегорий для всех юридических дисциплин. Не является исключением и

дисциплина «Правоохранительные органы». ТГП определяет понятия таких явлений, как «право», «государство», «государственная власть», «государственный орган», «механизм государства», «функции государства», «правовое государство» и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исторических этапов развития судебной системы в России, кроме того, при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине «Правоохранительные органы» для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса «Правоохранительные органы» создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин – прежде всего изучающих отрасли процессуального права: уголовно-процессуального,

гражданского процессуальногои арбитражного процессуального права. Изучив курс «Правоохранительные органы», студенты получают представление о судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса «Правоохранительные органы» изучаются демократические основы (принципы) правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Правоохранительные органы», что обеспечивает преемственность изучения дисциплины «Правоохранительные органы» и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций, раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности, наиболее остро затрагивает права и свободы человека уголовная юстиция. Именно здесь личность подвергается наиболее жестким мерамгосударственно-правовоговоздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов, защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. В этой связи большое внимание в рамках изучения курса «Правоохранительные органы» уделяется вопросам уголовного судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина сконституционным правом, в рамках которого, в частности, дается общая характери-

11

стика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как, например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным налагать административные взыскания, и процедуре их наложения.

Теснейшим образом дисциплина «Правоохранительные органы» связана с изучением таких дисциплин, как прокурорский надзориадвокатура, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины, по сути, конкретизируют ряд важных тем курса «Правоохранительные органы», расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

1.4Общая характеристика и классификациянормативно-правовыхактов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного числа нормативно-правовыхактов. Подробная правовая регламентация деятельности правоохранительных органов необходима для того, чтобы свести к минимуму возможность произвола, беззакония в их деятельности и уменьшить возможность следственных и судебных ошибок.

Для того, чтобы дать общую характеристикунормативно-правовымактам, регулирующим вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, необходимо получить представление о том, каким образом разграничиваются полномочия в области правового регулирования между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (республик, областей, краев и других государственноправовых образований в составе Федерации).

В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (в том числе федеральных судов и других правоохранительных органов), кроме того, п. «о» этой же статьи определяет, что в исключительном ведении РФ находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-

12

процессуальное и уголовно-исполнительноезаконодательство, гражданское,гражданско-процессуальноеиарбитражно-процессуальноезаконодательство.

Статья 72 Конституции к предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составеотносит конституционный контроль (п. «а»), защиту прав

исвобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон (п. «б»), кадры судебных

иправоохранительных органов, адвокатуру и нотариат (п. «л»).

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам федерального ведения, перечисленным в ст. 71 Конституции, могут приниматься лишь федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу на всей территории России.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе издаются как федеральные законы, так и законы субъектов РФ, однако последние должны быть приняты в соответствии с федеральными законами, то есть могут противоречить им. В случае такого противоречия применяется федеральный закон.

Все, что не перечислено в статьях 71 и 72 Конституции РФ, то есть не относится ни к предметам ведения РФ, ни к предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе, является исключительной компетенцией субъектов РФ.Эта «остаточная» компетенция не должна нарушаться федеральным законодателем. При возникновении противоречия между федеральным законом, принятым по вопросу, не входящему в перечень предметов ведения РФ или предметов совместного ведения, и законом или иным нормативноправовым актом субъекта РФ, действует уже не федеральный закон, а норма-тивно-правовойакт субъекта РФ.

Нормативные акты о правоохранительных органах носят весьма разнообразный характер – они обладают различной юридической силой, издаются не каким-либоодним государственным органом, а целым рядом органов различных уровней, издаются в различных формах – в форме законов, постановлений, указов и т.п. Более того, вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, регулируются не только внутренним российским правом, но и международным правом.

В учебной литературе нормативно-правовыеакты о правоохранительных органах чаще всего классифицируются по двум критериям – содержанию (предмету регулирования) и юридической силе.

Юридическая силанормативно-правовогоакта означает его положение относительно других актов в той иерархической системе, которая установлена Конституцией России в ее статьях 4, 15, 76, 90 и 115.

Во главе этой иерархии находится сама Конституция РФ,которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

13

Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Причем нормы международных договоров имеют приоритет в случае противоречия их с внутренним российским законодательством. То есть если международным договором установлены иные нормы, чем предусмотрены российским законом, то применяются нормы международного договора. Это правило называют еще принципом примата международного права. Однако здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых,такой приоритет перед российским законодательством нормы международного права приобретают лишь в случае закрепления их в текстемеждународного договоранезависимо от его вида (межгосударственного, межправительственного, межведомственного) и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др.). Обязательную юридическую силу международный договор приобретает только после выражения согласия Россией на это в одной из форм, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О международных договорах РФ» (подписание, ратификация, присоединение и др.) и его официального опубликования.

К иным нормам международного права относятся его общепризнанные принципы и нормы. В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федера-

ции», под общепризнанными принципами международного праваследует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного праваследует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Следующее место в иерархии нормативно-правовыхактов занимают

федеральные конституционные законы, которые издаются только по вопросам, указанным непосредственно в Конституции РФ. Особенность этих законов состоит в том, что для их принятия требуется квалифицированное большинство голосов членов парламента России; федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

14

Причем принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию, т.е. Президент не может отклонить такой закон. Федеральные законы должны соответствовать федеральным конституционным законам.

Федеральные законыпринимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думой Федерального Собрания РФ и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Все нормативно-правовыеакты, принимаемые главой государства и органами исполнительной власти, обобщенно именуютсяподзаконными правовыми актами,и, как следует из этого термина, должны соответствовать законам и, разумеется, актам более высокой юридической силы – международным договорам и Конституции РФ. Тем не менее, подзаконные акты также имеют собственную иерархию. Во главе этой группы актов находятсянормативные указы Президента РФ,они являются обязательными для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Далее следуют постановления Правительства РФ,которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента и должны соответствовать указанным актам.

На самой нижней ступени в иерархической «пирамиде» нормативно-пра-вовых актов находятсяакты министерств и ведомств, т.е. федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Президенту и Правительству РФ.

Что касается нормативных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, то соотношение их по юридической силе с актами федерального уровня, как было отмечено выше, определяется ст. 76 Конституции РФ, а между нормативными актами субъекта Федерации – в соответствии с его Конституцией или уставом.

Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета регулирования)можно подразделить на следующие группы:

акты общего характера;

акты о правосудии, судах и организационном обеспечении их деятельности;

акты об органах юстиции;

акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

акты об органах, осуществляющихоперативно-розыскнуюдеятельность;

15

акты, регулирующие организацию и деятельность органов предварительного расследования.

Кактам общего характераотносятсянормативно-правовыеакты, регулирующие организацию, структуру и принципы деятельности некакой-либоотдельно взятой группы правоохранительных органов, а устанавливающие основы организации всей правоохранительной системы, принципы функционирования, общие для всех правоохранительных органов.

Кэтой группе относится, прежде всего, Конституция РФ –акт высшей юридической силы и прямого действия. Основной закон содержит довольно большое число норм, так или иначе затрагивающих деятельность правоохранительных органов. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся нормы о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии граждан перед законом и судом, об обеспечении прав и свобод человека путем доступа к правосудию, о праве на квалифицированную юридическую помощь, о праве на судебное обжалование решений и действий государственных органов и должностных лиц, о презумпции невиновности, о праве не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений властью. Данные конституционные нормы по своему содержанию выступают в качестве принципов (т.е. основных положений) для всех других отраслей права, непосредственно предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов. В главе 7 «Судебная власть» сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления правосудия. Среди них важнейшими являются положения о том, что правосудие может осуществляться только судами, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон и др.

Далее в группу актов общего характера можно отнести Концепцию судебной реформы,одобренную Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. Это акт программного характера, установивший основные направления, задачи и конечные цели проводимой в стране реформы всей системы правоохранительных органов, прежде всего, суда, прокуратуры, органов юстиции и внутренних дел.

Следующий нормативный акт в этой группе – Федеральный закон

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»от 20 апреля 1995 г., устанавливающий основы обеспечения безопасности таких лиц.

Далее к этой же группе можно отнести и ряд международных документов о правах человека, устанавливающих некоторые принципы деятельности правоохранительных органов в связи с защитой личности. Для России важ-

16

нейшим из этих актов является Конвенция о защите прав человека и основных свобод,принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г. К другим международным документам относятся

Всеобщая декларация прав человека,одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах,одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. Эти документы, принятые ООН полвека назад, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они представляют собой всеобщий стандарт в области прав и свобод человека.

Вторая и притом наиболее обширная группа актов – это акты о право-

судии, судах и организационном обеспечении их деятельности.

Основополагающим актом, устанавливающим общие принципы правосудия и организации судов в России, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»от 31 декабря 1996 г. Помимо принципов правосудия он также регламентирует общие вопросы статуса судей, порядок создания и упразднения судов, виды судов, общие вопросы организационного и финансового обеспечения деятельности судов.

Далее в этой же группе нормативных актов следует указать законы, посвященные отдельным группам и видам судов:

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ»от 21 июля 1994 г.;

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ»от 28 апреля 1995 г.;

Федеральный закон «О мировых судьях в РФ»от 17 декабря 1998 г.;

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»от 23 июня 1999 г.

Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»от 7 февраля 2011 г.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации»от 5 февраля 2014 г.

Правовое положение, гарантии независимости всех судей России регламентируются следующими актами:

Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»от 26 июня

1992 г.;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной за-

щиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»от 10 января 1996 г.;

– Положением о квалификационной аттестации судей,утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г.

Систему органов судейского сообщества, их полномочия и порядок деятельности определяет Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ»от 14 марта 2002 г.

17

Кроме того, деятельность судов и ее организационное обеспечение регулируют и другие нормативные акты, изучение студентами которых обязательно, это:

Федеральный закон «О судебных приставах»от 21 июля 1997 г.;

Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ»от 8 января 1998 г.;

Федеральный закон «О финансировании судов РФ»от 10 февраля

1999 г.

Третья группа нормативно-правовыхактов –акты об органах юстиции.Основным в данной группе являетсяПоложение о Министерстве юстиции Российской Федерации,утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, регулирующее структуру и деятельность Министерства юстиции РФ.

Четвертая группа – акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры.Это, прежде всего, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»от 17 января 1992 г. в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. Он устанавливает направления прокурорского надзора, принципы организации и деятельности прокуратуры в РФ, полномочия прокуроров по надзору за законностью.

Пятая группа – акты об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность и предварительное расследование уголовных дел.

Здесь наиболее важны:

– Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерацииот 18 декабря 2001 г.;

Федеральный закон «Обоперативно-розыскнойдеятельности»от 12 августа 1995 г.;

Закон РФ «О полиции»от 7 февраля 2011 г.;

Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации,утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422;

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г.;

Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденноеУказом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38.

1.5Правовое значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ

18

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Их основные полномочия закреплены непосредственно в Конституции РФ – в статьях 125, 126 и 127. Данные органы в силу природы судебной власти не являются нормотворческими, т.е. они не должны и не вправе издаватькакие-либонормативно-правовыеакты. Иное искажало бы саму суть правосудия, призванного осуществлять разрешение споров о праве в цивилизованном обществе. Иных задач, в силу принципа разделения властей, у суда нет и быть не может.

Акты, принимаемые Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, не являются нормативными актами и по своему содержанию выступают либо как решения поконституционно-правовымспорам, содержащие вывод о соответствии или несоответствии Конституции РФ различных нормативных актов, либо как акты толкования права.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд России – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его главная задача – рассмотрение дел о соответствии нормам Конституции РФ федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров. Кроме того, он разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, реализует полномочия по толкованию норм Конституции РФ и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Последствия признания Конституционным Судом РФ того или иного акта или отдельных его положений не соответствующими Основному закону установлены в ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и ст. 79, 80 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

В соответствии со ст.ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов и, помимо осуществления правосудия, дает разъяснения по вопросам судебной практики.Они необходимы для того, чтобы обеспечить единство такой практики, правильное применение судами закона в соответствии с его «буквой» и «духом». Такие разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Как уже было отмечено, данные документы представляют собой акты толкования праваи не являютсянормативно-правовымиактами. В России –

19

статутная (т.е. основанная на совокупности нормативных актов, принимаемых парламентом, правительством и главой государства), а не прецедентная правовая система (последней свойственно так называемое судебное нормотворчество), поэтому указанные акты Верховного Суда РФ не могут какимлибо образом изменять или дополнять правовые нормы. Толкование, данное в этих разъяснениях, обязательно для судов, применяющих соответствую-

щие нормы права при рассмотрении конкретных дел.

2СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ

2.1Понятие и признаки судебной власти

Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть это «право, сила, воля надчем-либо,свобода действия и распоряжения, начальствование, управление». В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как «право и возможность распоряжатьсякем-нибудьили чемнибудь, подчинять своей воле».

Понятие государственной властиболее узкое и предполагает особого субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, – государство в лице его органов и должностных лиц. В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

Сам термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти – судом. Что же такое суд? «Большой юридический словарь» под этим термином понимает «орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке». Помимо судов как органов государства существуют организации, не осуществляющие государственной, в том числе судебной, власти. Речь идет о третейских судах, являющихся альтернативой обычному порядку разрешения споров в государственном суде. Данные организации не являются судами в том смысле, который используется в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе». Они не имеют права осуществления правосудия и не входят в судебную систему России.

Для того чтобы дать определение понятия судебной власти, необходимо выделить ее признаки, т.е. основные свойства, черты судебной власти, которые отличают ее от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.

Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» устанавливают, что судебная власть осуществляется только судамив лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей. Статья 10 Основного закона установила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом,судебная власть само-

стоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.

21

Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющей одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд выступает важнейшим элементом в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти.

Суд как элемент государственного механизма выполняет особую роль – он разрешаетсоциально-правовыеконфликты,т.е. споры, предметом которых выступают общественные отношения, урегулированные нормами права.

Кроме того, судебная защита выступает главной гарантией прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в случаях, когда они оказываются нарушенными действиями или решениями государственных органов и должностных лиц. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Только независимая судебная власть способна реально защитить права

исвободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции по защите личности.

Правосудие, осуществляемое в рамках гласного состязательного судебного разбирательства, предоставляющего сторонам широкие возможности по доказыванию, является в правовом государстве главной возможностью применения мер юридической ответственности к правонарушителям, а в отношении уголовной ответственности – единственной, поскольку лишь приговором суда возможно признать лицо виновным в совершении преступления. Любые иные меры юридической ответственности, налагаемые на физических

июридических лиц несудебными органами, можно обжаловать в судебном порядке и решение суда будет являться окончательным и обязательным к исполнению на всей территории государства. При этом процессуальный закон предоставляет возможность обжалования судебных решений в вышестоящем суде, что обеспечивает проверку законности и обоснованности вынесенных нижестоящими судами судебных постановлений.

Сущностью судебной власти,так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей государственной власти, оказывает не ина-

че как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений,которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме.

22

Судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Соответственно, арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, конституционное – Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. В свою очередь, уголовное, гражданское и административное судопроизводство осуществляется в настоящее время всеми судами общей юрисдикции, а некакими-либоспециальными видами судов по отдельности для каждого вида судопроизводства. Тем не менее, Концепция судебной реформы и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» предполагают созданиеспециализированных судов.Согласно ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» специализированные суды будут создаваться как часть федеральной системы судов общей юрисдикции. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в этот закон. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов должен устанавливаться федеральным конституционным законом.

На основе изложенного можно сформулировать определение понятия судебной власти.

Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, осуществляемая только судом, содержанием которой выступает принудительное регулятивное воздействие на поведение субъектов права в процессуальной форме путем принятия обязательных для исполнения судебных решений, призванная разрешать правовые конфликты в обществе.

2.2Понятие и признаки правосудия

Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовойдействительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.

Сущность любого явления – это его наиболее важный признак, такое его свойство, которое определяет его природу и остается неизменным в течение всего периода существования данного явления. В различные исторические периоды и в различных государствах правосудие имело свои особенности, его остальные признаки видоизменялись, однако сущность правосудия

всегда понималась как деятельность суда по справедливому разрешению споров о праве, юридических конфликтов.Сам термин «право» (jus) происходит от justitia, что означает правда, справедливость. Понятие справедливости

23

имеет этическое содержание, которое зависит от менталитета общества, представлений о нравственности и праве. В настоящее время с развитием демократии, расширением прав и свобод человека справедливость в деятельности суда предполагает не только правильное применение закона на основе совокупности доказательств, представленных сторонами и истребованных судом в рамках состязательной процедуры судебного разбирательства, но также применение общеправовых принципов, признанных мировым сообществом, и, главное, соотнесение всякий раз абстрактной нормы закона с реальной жизненной ситуацией, с личностью, представшей перед судом.

  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта